Житие святых мучеников

Мученики, подвергаясь страданием,
не только не малодушествовали, не только
не скорбели, но радовались, торжествовали, ликовали.
Свт. Иоанн Златоуст

Император Николай Александрович родился 6(19 мая) 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. С детства был кристально честным, твердым в убеждениях и искренне религиозным. «Без Бога не до порога» — таков был его девиз. Великая княжна Ольга Александровна, вспоминая о юности брата — Цесаревича Николая, писала: «Я полюбила его всем сердцем. Он был добр и великодушен со всеми, с кем ему доводилось встречаться. И он искренне верил в Бога». Эти черты характера отмечали впоследствии все, кто общался с Николаем II. С детства Цесаревич видел и осознавал тяжесть царского креста. Его дед, Царь-Освободитель Александр II в 1881 году пал от руки террориста, бросившего в него бомбу. И это злодеяние было совершено по отношению к тому, о ком современники писали: «…Имея самодержавную власть, Александр II отдал ее на служение праву; будучи самым сильным, он стремился быть справедливым». Видный государственный деятель тех времен К.П. Победоносцев сказал: «Кровь Его на нас и на чадах наших. Мы все повинны в Его смерти. Что мы делали, чтобы охранить Его? Мы говорили и только». Эти слова не потеряли своей горькой силы и по отношению к последнему Российскому Императору.

Отец Государя Николая Александровича, Александр III, вступив на обагренный кровью Престол, жесткой и уверенной рукой отвел Отечество от надвигающегося внутреннего кризиса и укрепил его положение в мире. Сила Российской Империи, с которой всем приходилось считаться, всегда была миротворческой. За время царствования Государя Александра III Россия жила без войн, а Император Александр Александрович был прозван Миротворцем. Великую Империю боялся и уважал весь мир, но и сам русский царь требовал от всех политических деятелей честного исполнения мирных договоренностей. Самодержавие служило нравственным началом в мировой политике. Вспомним слова апостола Павла во Втором послании к Фессалоникийцам: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь»(2 Фессал. 2, 7). По толкованию Святых Отцов и современных праведников, под удерживающим подразумевается Помазанник Божий, благоверный Православный Царь. И, действительно, изучая историю России, мы видим, что действия Российских Императоров были направлены на удерживание зла, которое приносят войны между народами. Миротворческая роль России признавалась во всем мире.

Царь-Миротворец постепенно подготавливал своего Сына к предстоящему царскому служению. Когда Цесаревич вырос, встал вопрос о достойной по своим душевным качествам невесте для Наследника Престола, и Император согласился с выбором самого Цесаревича, отдавшего сердце принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской.

Будущая Императрица России родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в семье Великого герцога Гессенского Людвига IV и принцессы Алисы Английской. Она была названа в честь своей матери Алисой и крещена по протестантскому обряду. Аликс, так называли ее дома, была четвертым ребенком в семье. Дети воспитывались в строгом викторианском стиле: скромность в еде и одежде, сон на походных солдатских кроватях. Вся семья была глубоко религиозной, мать воспитывала детей по христианским заповедям, учила состраданию к ближним.

В 1884 году сестра Алисы Элла выходит замуж за Великого Князя Сергея Александровича, брата Императора Александра III и становится Великой Княгиней Елизаветой Федоровной. Когда Сергей Александрович приехал в Дармштадт за своей невестой, с ним был и Наследник Престола. Тогда же и состоялось знакомство Цесаревича Николая с совсем юной принцессой Алисой, которое впоследствии переросло в любовь. Но на пути к их помолвке возникали всевозможные препятствия. Одним из главных было то, что, как будущей русской Царице, Алисе необходимо было принять православие. Она же воспринимала это как вероотступничество. В течение нескольких лет юной принцессе предстояло пройти то же переосмысление веры, что и Елизавете Федоровне.

Переписываясь с сестрою, Алиса постепенно пришла к выводу о истинности православного вероисповедания. Таким образом, после благословения Александра III и бабушки Алисы Королевы Виктории, после согласия на перемену религии, основные затруднения были решены. Помолвка Наследника Цесаревича Николая Александровича и принцессы Гессен-Дармштадтской Алисы-Виктории произошла 21 апреля 1894 года. В этом же году Александр III тяжело заболел. Жизнь Императора стремительно угасала, и Он, имея желание поскорее устроить брак своего Сына, вызвал невесту в Россию. Алиса приехала к Царской Семье, которая находилась тогда в Ливадии. Отец Иоанн Кронштадтский, бывший в те дни вместе с тяжело больным царем, совершил чин присоединения к Православной Церкви принцессы Алисы, и она была провозглашена Великой Княгиней Александрой Феодоровной.

Умирая, Александр III оставил наставление Наследнику Николаю Александровичу: «Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет тому назад от истекшего кровью отца… Твой дед с высоты престола провел много важных реформ, направленных на благо русского народа. В награду за все это он получил от русских революционеров бомбу и смерть… В тот трагический день встал предо мною вопрос: какой дорогой идти? По той ли, на которую меня толкало так называемое «передовое общество», зараженное либеральными идеями Запада, или по той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междуусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбы твоих подданных пред Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужественен, не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушай только самого себя и своей совести. В политике внешней — держись независимой позиции. Помни — у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней — прежде всего, покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

В те дни Николай II писал: «Я не желал царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и отцовской воли, принимаю царский венец. Я надеюсь на Господа Бога, а не на свои слабые силы». 21 октября (3 ноября) 1894 года на Престол вступил последний Российский Император Николай II.

В своем первом манифесте Государь заявил: «… Мы же, в этот скорбный, но торжественный час вступления Нашего на Прародительский Престол Российской Империи и нераздельных с нею Царства Польского и Великого Княжества Финляндского вспоминаем заветы усопшего Родителя Нашего и, проникшись ими, приемлем священный обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единою целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех наших верноподданных. Всемогущий Бог, Ему же угодно было призвать Нас к сему великому служению, да поможет нам…».

Через неделю после похорон отца, Императора Александра III, 14(27 ноября) состоялось бракосочетание Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры. «…Посреди глубокой скорби, коей переполнены сердца Наши и всех верных сынов России, да будет день сей светлым праздником упований народных на продолжение к нам Милости Божией в наступившее новое царствование. Помышляя о судьбах его, сочли Мы за благо не отдалять совершение сердечного желания Нашего, священного к Нам завета в Бозе почившего Родителя и радостных ожиданий всего народа, да укреплен будет таинством Святой Церкви благословенный Родителями Нашими брачный союз Наш…» (из манифеста Государя Императора по случаю бракосочетания с Благоверной Великой Княжной Александрой Феодоровной). В истории царских браков это был редкий случай брака по любви.

Священное Коронование на Российский Престол состоялось 14(27 мая) 1896 года в Успенском соборе. Смысл Таинства выразил Митрополит Московский Сергий, обращаясь во время Коронования к Государю Императору: «Благочестивый Государь! Настоящее твое шествие, соединенное с необыкновенным великолепием, имеет цель необычной важности. Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя Царский венец и восприять священное миропомазание. Твой прародительский венец принадлежит тебе единому как Царю Единодержавному, но миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе восприять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила свыше действующая, к возвышению твоих царских доблестей озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».

Вступив на Престол, Николай II сохранил свои высокие душевные качества. Приближенная Государыни, Юлия Александровна Ден, супруга одного из офицеров яхты «Штандарт», вспоминала: «Находясь в его обществе, вы забывали, что перед вами Царь — настолько он был прост… У него были удивительные, незабываемые глаза. В них слились воедино грусть, доброта, смирение и трагизм. Казалось, Николай II предвидел трагическое будущее, но в то же время знал, что за бренной земной жизнью придет иная жизнь. Он был поистине «Божий человек’». Более высокой похвалы, достойной светлой памяти умученного Государя, мне не найти».

Первый ребенок — Великая Княжна Ольга, родилась 3(16 ноября) 1895 года. Затем родилась Татьяна — 29 мая (11 июня) 1897 года, Мария — 14(27 июня) 1899 года и Анастасия — 5(18 июня) 1901 года. Фрейлина Государыни А. А. Танеева (Вырубова) писала о них: «Великие Княжны выросли простые, ласковые, образованные девушки, ни в чем не выказывая своего положения в обращении с другими». Воспитывали их в глубокой вере и смирении перед волей Божией. Цесаревич и Великий Князь Алексей, о рождении которого горячо молились Царственные Родители и вся Россия, появился на свет 30 июля (12 августа) 1904 года. Цесаревич был живым и очень добрым ребенком, внимательным ко всем окружавшим его людям — так отзывались о нем наставники. Преподаватель Цесаревича Пьер Жильяр писал: «В душе этого Ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты; душа Его — самая добрая почва для всех добрых семян; если сумеют их насадить и взрастить, то Русская Земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека».

О чистоте Великих Княжон и Цесаревича Алексея свидетельствует отец Афанасий Беляев, который принимал их исповедь в 1917 году в Царском Селе: «Наступил и час исповеди царских детей… Я пошел наверх, в комнаты детей. Какие удивительные по-христиански убранные комнаты. У каждой княжны в углу комнаты устроен настоящий иконостас, наполненный множеством икон разных размеров с изображением чтимых особенно святых угодников. Пред иконостасом складной аналой, покрытый пеленой в виде полотенца, на нем положены молитвенники и богослужебные книги, а также святое Евангелие и крест. Убранство комнат и вся их обстановка представляют собою невинное, незнающее житейской грязи, чистое, непорочное детство… Как шла исповедь — говорить не буду. Впечатление получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи — страстной и греховной, меня привело в изумление».

С началом Русско-японской войны в 1904 году, которая проходила неудачно для русских войск, в Империи усилились революционные брожения. Невероятная по своему размаху кампания, направленная на подрыв самодержавия и на очернение самого облика Императорской Семьи, стала приносить свои страшные плоды.

В феврале 1917 года окружение Царя изменило Ему, отрезав Его от верных монархии людей. Великие Князья и генералы открыто поддерживали врагов самодержавия. Преданные Государю войска были на фронте, а приказы, которые отдавал Император Николай II, не доходили до тех, кому предназначались. Все это было результатом преступного заговора против Помазанника Божия. Участники сей «тайны беззакония», обманув Государя вынудили отречься его от Престола. Нарушив государственную присягу, они изменили и страшной Соборной клятве 1613 года, и Слову Божию, возвещающему: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104: 15). Для спасения своего народа от полной погибели Царю оставалось только пожертвовать собой, дабы избежать большего кровопролития. Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественных сил просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов не только царство, но и жизнь отдать за Родину», — сказал в те скорбные дни Государь. 2 (15 марта) 1917 года Император Николай II вынужден был оставить трон. В тот же день Государь передал новоявленным иудам текст «манифеста» об отречении в пользу Своего Августейшего Брата. Согласно последним исследованиям, т.н. «манифест» (подписанный карандашом!), составленный вопреки законам Российской Империи был телеграммой, из которой следовало, что Государь предан в руки врагов. Чтущий да разумеет! Лишенный возможности связаться со ставкой, с семьей, с теми, кому еще доверял, Царь-Мученик надеялся, что эта телеграмма будет воспринята войсками как призыв к действию — освобождению Помазанника Божия. К величайшему сожалению русский народ не смог обьединиться в священном порыве: «За Веру, Царя и Отечество». Свершилось страшное… О том, насколько правильно Государь оценивал создавшееся положение и окружавших Его людей, свидетельствует короткая запись, ставшая исторической, сделанная Им в своем дневнике в этот день: «Кругом измена, и трусость, и обман».

С момента «отречения» новое правительство негласно заключило Царскую Семью под стражу. Императрица вместе с тяжело больными детьми находилась в это время в Царском Селе. Узнав об отречении от Престола, Государыня склонилась перед Волей Божией. Уже будучи арестованным, Император возвратился в Царское Село, где Дети Государя Николая Александровича в Царском СелеЕго с нетерпением ждала вся Семья. С этого момента начался последний мученический этап Их земной жизни, завершившийся в 1918 году в Екатеринбурге. В воспоминаниях людей, бывших с ними в последние дни жизни, в дневниках и письмах Царственных Мучеников предстает перед нами непорочный облик христиан, любящих друг друга, свято веривших в Волю Божию, и смиренно принявших мученические венцы. Пятимесячный период пребывания в Царском Селе был самым спокойным за всё время заточения Царственных Узников, но уже тогда им пришлось столкнуться с оскорблениями и унижениями. Стража демонстративно отказывалась отвечать на приветствие Государя, причиняя ему этим душевную муку. Двух ангорских коз, которых очень любили дети, зарезали у них на глазах. Детские качели в саду были исписаны похабщиной и непристойными рисунками. Горячо любимую Царской Семьей фрейлину Вырубову удалили от Узников. Что поддерживало Их в тяжелые моменты и придавало Им сил? Истинная и нерушимая вера, она позволяла отвечать Им любовью на оскорбления. Великие Княжны и Императрица беседовали с солдатами, и стража постепенно изменила свое поведение. Царская Семья посещала Богослужения, укрепляла веру чтением духовной литературы. Они переживали не за свою судьбу, но за судьбу России. «…Какая я стала старая, но чувствую себя матерью этой страны и страдаю, как за своего ребенка и люблю мою родину, несмотря на все ужасы теперь и все согрешения. Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца и Россию тоже, несмотря на черную неблагодарность к Государю, которая разрывает мое сердце, но ведь это не вся страна, Болезнь, после которой она окрепнет. Господь, смилуйся и спаси Россию!» — так писала Анне Вырубовой Государыня 20 декабря 1917 года.

В августе 1917 года Царственных Узников отправили в Тобольск. Последние слова бывшего Государя были: «Мне не жаль себя, а жаль тех людей, которые из-за меня пострадали и страдают. Жаль Родину и народ!» В Тобольске простой народ с большим сочувствием встретил Государя. Люди толпами собирались перед домом, снимали шапки и крестились. Сестры Иоанновского монастыря приносили духовную литературу, помогали едой, поскольку все средства для существования у Царской Семьи отобрали. Ограничения в жизни Узников усиливались. Душевные тревоги и нравственные страдания сильно сказались на Государе и Государыне. Они оба выглядели изможденными, появились седые волосы, но душевная крепость в них по-прежнему оставалась. Из писем Государыни: «…Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней все переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, вместе пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной». Описывая Семью, Александра Федоровна отмечала: «…Он (Государь) прямо поразителен — такая крепость духа, хотя бесконечно страдает за страну, но поражаюсь, глядя на Него. Все остальные Члены Семьи такие храбрые и хорошие и никогда не жалуются, Маленький (Наследник Цесаревич) — ангел».

Жизнь в Тобольске протекала размеренно: Государь занимался с детьми уроками и физическим трудом, Императрица болела и проводила время за чтением духовной литературы, написанием писем и ведением дневника. Поначалу Царской Семье было разрешено посещать церковь, но с приходом к власти большевиков, богослужения дозволялось проводить только в доме. Неизменно скорбя о происходящем в России, Государыня писала: «…В молитве утешение… Неимоверно тяжело видеть гибель народа дорогой страны, но Христос не оставит своих, не даст погибнуть всем невинным. Соблазн и разруха всего, тьма покрывает все, стыд и срам. До чего в это короткое время дошли, разве совесть у них все еще спит? А когда последняя их минута придет, когда перед вечным судом будут стоять… хочется им кричать: «Проснитесь, душа погибает!» Земное короткое существование проходит, а что там их ждет? Милосердный Господь, сжалься над несчастной Родиной, не дай ей погибнуть под гнетом свободы»…».

Крепость духа и Благодать Божия на Царственных Узниках чувствуется при чтении этих писем. Пасхальная радость проступает при чтении строчек: «Душа ликует, чувствует приближение Жениха: грядет Он, скоро будем Его славить и петь Христос Воскресе! … Весна идет, солнце светит, все просыпается — проснитесь и вразумитесь, бедные, серые, обманутые люди. Христос да воскреснет во всех сердцах». Великая Княгиня Елизавета Федоровна писала в 1918 году сестре: «…Я испытала такую глубокую жалость к России и к ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет».

В конце апреля 1918 гола по распоряжению большевиков Государь вместе с Государыней и дочерью Марией Николаевной были вывезены из Тобольска и, после трудного путешествия, прибыли в Екатеринбург 30 апреля. В середине мая Цесаревич Алексей вместе с сестрами Татьяной, Ольгой, Анастасией и слугами также выехали из Тобольска, и 24 мая 1918 года Семья вновь воссоединилась. «Скорби и страдания многоразличные» не сломили дух Венценосной Семьи. Сами палачи не понимали, почему голод, болезни и скорби не сказываются на Узниках.

В доме Ипатьева завершались последние дни Царственных Мучеников. Чувствуя приближение развязки, Александра Федоровна писала: «Хотя гроза приближается — на душе мирно — все по воле Божией. Он все к лучшему делает». Вместе с Ними по разрешению властей остались несколько до конца преданных Царской Семье людей: лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин, повар Иван Михайлович Харитонов, лакей Алексей Егорович Трупп, комнатная девушка Анна Степановна Демидова. Охрана непрестанными обысками, грубым обхождением и откровенными оскорблениями старалась унизить Царственных Узников, но, встречая вместо озлобления кротость и смирение, солдаты изменили свое поведение, прекратив непристойную ругань и похабщину. Начальство вынуждено было сменить охрану. Из дневника Императрицы Александры Федоровны: «Добром за добро воздаст любой, но христианин должен быть добрым даже к тем, кто обманывает, предает, вредит… никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим». Протоиерей Иоанн Сторожев, совершавший последние богослужения в Ипатьевском доме, вспоминал о службе за два дня до расстрела: «…Став на свое место, мы с диаконом начали последование обедницы. По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитвословие «Со святыми упокой». Почему-то на этот день диакон, вместо прочтения, запел эту молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава. Но, едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади нас члены семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва».

Как итог земной жизни Страстотерпцев читаем мы следующие строчки из письма Государыни: «…Ничего, жизнь — суета, все готовимся в царство Небесное. Тогда ничего страшного нет. Все можно у человека отнять, но душу никто не может…». В ночь на 4(17 июля) 1918 года в подвале Ипатьевского дома свершилось страшное злодеяние. Был убит Помазанник Божий -Император Всероссийский Николай II Александрович, Государыня Императрица Александра Федоровна, Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, Царевны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна и верные царские слуги: доктор Евгений Сергеевич Боткин, комнатная девушка Анна Степановна Демидова, лакей Алексей Егорович Трупп и повар Иван Михайлович Харитонов.

С потрясающей ясностью открывается сегодня, что русской Самодержавной власти суждено было прерваться на лучшем ее представителе. И обликом, и нравом, и всеми поступками своими последний наш Государь был безупречен, являя Собой исключительный образец богобоязненности, возвышенного патриотизма, благородства души, мужества, ответственности и вместе с тем — удивительной доброты и человечности. И сам Он, и все Его семейство настолько духовно прекрасны (да и по земным меркам добра, красоты и правды Царская Семья есть идеал человеческих отношений), что в этом виден Божий Промысел, перст Всевышнего, указующий на истинный характер учиненного преступления, подчеркивающий его вопиющую мерзость. Цареубийство открыло страшную кровавую эпоху — эру беззакония, в которой, по грехам людским, был отнят от земли Удерживающий всемирное зло Православный Царь. И только через горячее почитание мученического подвига Августейшей Семьи возможно нынешнему поколению испросить у Господа прошение за нарушение Соборной клятвы 1613 года, повлекшее за собой пролитие Царской крови.

Десятилетия забвения Правды Божией, совмещенной с диавольской клеветой против Самодержавия и убиенной Царской Семьи, не смогли заглушить голос совести русского народа. Почитание Августейших Страдальцев, рожденное искренним покаянием, несмотря ни на какие запреты, возрастало год от года. Ныне места, связанные с мученическим подвигом Государя и Его Семьи, стали поистине всемирными святынями. И это вселяет надежду на будущее воскресение православно-самодержавной Руси, предсказанное многими русскими святыми. Их же предстательством и молитвами Святых Царственных Страстотерпцев, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас! Аминь.

Текст Жития взят с сайта Монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев.

Да хранит Вас Господь!

Мученики, подвергаясь страданием,
не только не малодушествовали, не только
не скорбели, но радовались, торжествовали, ликовали.

Комментирование запрещено