История прихода

Село расположено в 30 км от г.Тольятти. До революции здесь проживало более четырёх тысяч человек, сегодня — полторы тысячи на 700 дворов. Храм, при виде которого захватывает дух от его удивительной архитектуры, сегодня напоминает о тех годах, которые выпали на его долю. Это были годы и расцвета, и годы лихолетья, и годы возрождения веры.

История же храма началась с конца XIX века, когда санчелеевцы для нужд церкви приспособили бывший деревянный молитвенный дом. Так в 1861 году была открыта церковь с престолом во имя Казанской Божией Матери. Село Верхнее Санчелеево во второй половине XIX века считалось большим и зажиточным. За 34 года, с 1861 по 1895, население села увеличилось почти вдвое. Это заставило сельское общество озаботиться устройством нового каменного храма. И в 1896 году от жителей села Верхнее Санчелеево было подано прошение правящему тогда архиерею, а по получении разрешения заказчики заключили договор с епархиальным архитектором Хименским на составление проекта и сметы. На сходе определили и источники финансирования. Ими стали: общественные средства от сдачи земли в аренду; от продажи хлеба, выращенного на земле, которую общество выделило до окончания строительства церкви; окладные подушные сборы; доброхотные пожертвования.

В строительную комиссию включили 18 человек, главным строителем избрали мелекесского купца II гильдии Степана Логиновича Буркова. Сельчан волновала достаточно большая сумма, указанная в предварительной смете — 35000 рублей. Но строительная комиссия вместе с попечительским советом, надеясь на Божью помощь, энергично взялись за дело. И постройка храма, заложенного 9 мая 1896 года, была закончена 4 июля 1904 года. В рапорте епископу священник Павел Помряскинский и псаломщик Пётр Андреев сообщали также, что в иконописной мастерской Белоусова в Самаре изготовлен план иконостаса и ждёт утверждения, что всего было израсходовано 51000 рублей, из которых 46000 рублей собрано попечителями, а 5000 рублей пожертвовал из собственных средств купец Степан Бурков.

Стены же храма были расписаны евангельскими сюжетами местным уроженцем художником Андреем Головачёвым, который использовал старинную технику: краски наносились на сырую известь, проникая вглубь раствора. Когда они высыхали, становились яркими и объёмными, словно светились изнутри.

11 июня 1906 года благочинный I округа ставропольского уезда Самарской епархии протоиерей Яков Головцев освятил новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Как зачарованные стояли прихожане на той первой праздничной службе, поражаясь благолепием, грандиозностью и величием их белоснежного красавца храма. И устремился благочестивый народ в новый храм с верой, прибегая к заступнице своей Усердной, Пресвятой Богородице и получая по вере своей Её помощь и исцеление от душевных и физических недугов.

Но многострадальную Россию ожидали впереди страшные испытания, после революции большевики заставили многих отречься от многовековой веры и зажить новой жизнью без Бога в сердце. Храмы же и церкви были отданы на разграбление и поругание на многие десятилетия. Не обошли эти грозные времена и Верхнее Санчелеево. В тот страшный день 1922 года сдирались со стен белоснежного храма святые иконы и сносились в общую кучу для сожжения. Плакали прихожане, глядя на это надругательство, а некоторые из них, рискуя жизнью, спасали иконы. Житель села Сатькин Иван Трофимович взял к себе на сохранение два образа. Одним из них была Казанская икона Божией Матери. Почти шестьдесят лет хранилась она в этой благочестивой семье. После смерти Ивана Трофимовича за иконой присматривали его сын с супругой Сатькины Василий Иванович и Анна Фёдоровна. Именно они и вернули образ в 1991 году вновь открывшейся церкви.

В годы советской власти помещение церкви использовалось для хозяйственных нужд. Но однажды из райкома пришло указание: срочно разрушить церковь, а кирпич свезти на ферму. И лишь благодаря ходатайству председателя колхоза Николая Михайловича Макарова здание оставлено было под зернохранилище, благо в тот год урожай выдался на славу.

В 1970 году один из куполов церкви от удара шаровой молнии вместе с крестом был повержен на землю, а сама кровля сгорела. От дождя и снега уникальная роспись была полностью уничтожена, полы разрушены.И лишь в 1991 году полуразрушенное и обезглавленное здание было отдано православным. В 1993 году на постоянное служение в Верхнее Санчелеево был назначен священник Николай Гурьянов. Именно при нём восстановление храма пошло быстрыми темпами. Вставили двойные двери и окна, пол и крыльцо выстлали плитами, закончили штукатурные работы и покраску. Построили хозяйственные помещения, заасфальтировали территорию вокруг храма, подвели воду. Огромный вклад внесли прихожане, без которых, наверное, вообще ничего бы не получилось. Это Поплавная Р.П., Старкин Н.П., Старкина Т.М., Руськин В.С., Кугушев А.И., Осипова М.В., Рузанова И.В., Икомасова П.Г., Дмитрук А.М., Абрамкина Н., Абрамкина В., Вечканова З.М., Куркин В.Я. В 1996 году о. Николай Гурьянов скончался от сердечного приступа. Похоронен он в селе Ташла, в ограде Свято-Троицкого храма. Около храма в Верхнем Санчелеево, возрождённого трудами батюшки, установлена памятная мемориальная плита, а в сердцах сельчан осталась о нём светлая память.

С лета 2001 года огромная работа по реставрации храма проделана сегодняшним настоятелем отцом Алексием Кимом, благодаря которому возрождается социальная и миссионерская деятельность прихода.

А сам Богородично-Казанский храм признан памятником архитектуры. Он выполнен в стиле московского барокко конца XVII — середины XVIII в. Поэтому понятно то особое внимание, которое проявляют светские и духовные власти к восстановлению и реставрации здания церкви. Правительство области оплатило новые венцы, украсившие храм. Руководством епархии выделило средства на побелку стен. Большую помощь приходу оказано администрацией села и правлением колхоза «Правда», руководством ОАО «АВТОВАЗ», проектной фирмой «ПРАРТ», дирекциями предприятий «КУЙБЫШЕВАЗОТ» и «АВТОВАЗТРАНС», Тольяттинским заводом ЖБИ, ЗАО «Завод железобетонных конструкций», ЗАО «АВТОЗАВОДСТРОЙ», ООО «Финансовая линия» в подготовке к встрече столетнего юбилея храма, являющегося, по отзывам специалистов, «жемчужиной сельского храмового зодчества».

И стоит посреди села сохранившийся в дни лихолетий удивительный храм, вспоминая своих создателей, хранит тепло их душ и передаёт духовную эстафету от прошлого к будущему.

Восстановление храма продолжается. Продолжается и активная жизнь прихода села Верхнее Санчелеево. Наши двери всегда открыты как для тех, кто хочет помолиться, так и для тех, кто хочет своим трудом или средствами помочь в богоугодных делах, которые мы, с Божией помощью, пытаемся осуществить. Храни Вас Господь!

 Фотоальбом «Вековой храм Казанской иконы Божией Матери».

 

При подготовке статьи использованы материалы:
Брошюра, выпущенная организаторами, в честь 100-летия храма;
Газета «Церковный вестник» №11(95), ноябрь 2006 г.

В интервью корреспонденту газеты «Церковный вестник» настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери отец Алексий Ким сказал:

«Всякий раз, когда я смотрю на наш прекрасный храм, то понимаю, что нет ничего важнее, чем преображение человеческой души. Глядя на величественный православный храм, мы радуемся душой, восхищаемся, ликуем: «Какая красота! Какое благолепие!» Вот так же Господь смотрит на души человеческие и желает, чтобы они были прекрасными храмами Духа Божиего. Каменный храм украшается золотыми шатрами и внутренним благолепием, то же самое должно происходить и с нашей душой. А душа наша украшается только добродетелями. И прочное основание нашего храма нашей души — это смирение… Затем на этом основании мы выстраиваем так называемый духовный дом из добродетелей: милосердия, великодушия, кротости, любви, долготерпения. Поэтому человеческая душа и именуется живым храмом Божиим. Господь говорит об этом: «Вселюсь в вас и буду ходить в вас, и вы будете Мне сыны и дочери, а Я буду ваш Отец».

К чему стремится каждый пастырь? Более всего радует пастыря не столько благолепие храма, сколько собирание, объединение прихода, то есть созидание душ человеческих. Когда именно так направлена пастырская деятельность, тогда и всё внешнее прилагается: и реставрация храма идёт своим чередом, и приход приобретает хороший достаток, и всё прочее необходимое даётся».

Да хранит Вас Господь!

Комментирование запрещено