Царские дни на Самарской земле

   В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор прославил как страстотерпцев невинно убиенного Императора Николая II с супругой и детьми. С тех пор в дни памяти Святых Царственных Мучеников идут по всей России покаянные крестные ходы.

   Впервые вопрос о канонизации Государя Императора Николая Александровича и Его Августейшей Семьи был поднят в Югославии. В 1925 году сербская печать опубликовала описание явления во сне Царя-мученика одной пожилой сербке. Тогда в Сербский Синод стали поступать свидетельства причисления сербами убиенного русского Императора к святым.

К тому же времени относится появление первого иконописного изображения Императора Николая II. Русский художник С.Ф. Колесников был приглашен для росписи храма в сербском монастыре святого Наума на Охридском озере. Он задумал написать лики 15 святых, размещенные в 15 овалах. Четырнадцать ликов им были написаны сразу же, а место для пятнадцатого долго оставалось пустым. Что-то мешало ему закончить эту роспись. Однажды в сумерках, в лучах заходящего солнца, падавших через купол храма, иконописец увидел, что оставленный им чистый овал ожил и из него глядел скорбный лик Императора Николая II. Охваченный молитвенным порывом, он начал, не нанося углем контуры чудного лика, быстро работать кистью. Спать он не мог всю ночь, и едва забрезжил свет, принялся снова за работу и быстро ее закончил. Этот портрет-икону он снабдил надписью: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».

Для прославления святого всегда требовались два условия: первое — почитание верующего народа, второе — посмертные чудеса. В случае с Царственными Мучениками оба эти условия имелись в избытке. Свидетелями одного из многих чудес, связанных с почитанием Августейшей Семьи, стали около пяти тысяч человек. 19 мая 1999 года на крестном ходе в Москве в день рождения Царя-мученика верующие шли из храма в храм с мироточивой Царской иконой. Икона эта мироточит до сих пор, и она не единственная. Чудо мироточения образа Святых Царственных Страстотерпцев совершилось также в храме Святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве 17 июля 2002 года. Засвидетельствованы и другие случаи мироточения Царских икон.

До решения Архиерейского Собора царственные мученики были прославлены как местночтимые святые в Екатеринбургской, Луганской, Брянской, Одесской и Тульчинской епархиях Русской Православной Церкви. Почитались они как святые и в Сербской Церкви. В церковном народе почитание Царской семьи, как отмечал в одном из своих докладов митрополит Ювеналий, было начато еще Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре через три дня после екатеринбургского убийства «и продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию — на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории».

В эти дни сотни тысяч верующих во всех епархиях выходят в покаянные крестные ходы. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Киев, Тула, Тобольск и другие города России видят традиционные шествия с иконами и хоругвями.

Самарская земля не стала исключением. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Самарского и Сызранского Сергия, в июле 2003 года было положено начало проведения ежегодных Крестных ходов по маршруту Тольятти — Ташла. Крестный ход к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» приурочен ко дню памяти убиения святых Царственных мучеников – Государя Императора Николая II и Его Августейшей семьи (17 июля). В 2009 году впервые к тольяттинцам присоединился крестный ход из города Жигулевска, организованно прибыли жители села Ташелка.

«Когда мы проводили это мероприятие в первый раз, к источнику шло всего 25 человек, – рассказал Вячеслав Кашов, уполномоченный по организации и проведению крестных ходов в городе Тольятти, – сейчас идут около 300 человек. Кто не может идти в первый день, те присоединяются во второй и в третий день. Крестный ход начинается с молебна в храме Казанской иконы Божией Матери г. Тольятти. Первую остановку верующие делают в селе Тимофеевка, где стоит храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». Прихожане вместе с настоятелем храма отцом Сергием Макаровым встречают крестоходцев, и после молебна угощают приготовленными продуктами и компотом. Следующая большая остановка в селе Нижнее Санчелеево. Прихожане и настоятель храма в честь Архистратига Михаила после молебна так-же предлагают паломникам трапезу.

За день участники хода пройдут 28 км. В селе Верхнее Санчелеево всех разместят в домах местных жителей и постройках села. На следующее утро в Богородично-Казанской церкви пройдет служба и паломники двинутся проселочными дорогами до Ташлы. За два дня люди преодолеют 53 километра.

В воскресенье утром в Свято-Троицком храме села Ташла состоится Литургия, и далее крестный ход отправится к чудотворному источнику – месту явления иконы Божией Матери «Избавительница от бед». Здесь будет совершен праздничный молебен святым Царственным мученикам и страстотерпцам, после которого Крестный ход вернется в Свято-Троицкий храм».

 Фотоальбом «Царские дни на Самарской земле»

Да хранит Вас Господь!

Да хранит Вас Господь!

Комментирование запрещено