Иконы в каноническом стиле

«Дух русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний
мир живописи того времени 
был гораздо более богатым в духовном смысле,
чем дух нашего времени, или лично мой,или Нестерова, 
и нам далеко до их
техники, до их живописного эффекта. Моя живопись — это только слабое
отражение, 
притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней
русской иконы…»
Художник Виктор Васнецов

«Икона — искусство традиции, в основе ее лежит канон, определяющий законы построения образа. Но, как всякое искусство, икона немыслима без творчества, а творчество предполагает свободу. Узкий путь иконописания — это нахождение гармонии между соблюдением канона и свободой творчества, между следованием традиции и созданием оригинального произведения, в конечном счете — между общим (соборным) и индивидуальным (личным). И здесь дело не в противопоставлении свободы творческого индивида и жестких идеологических рамок, а в той степени освоения традиции, когда овладевший ею в совершенстве свободно говорит на ее языке, когда язык традиции становится языком художника. Это и есть свобода внутри канона, а не за его пределами. Только тогда иконописец не обречен без конца повторять сказанное другими, когда он в состоянии сказать свое слово. Если художник обладает талантом, живет церковной жизнью, молится, размышляет, хорошо знает древние образцы, глубоко вникает в их богословский смысл, он, несомненно, может создать нечто новое в традиции — то, что впоследствии само обретет авторитет образца. Иконописец призван не эксплуатировать традицию, но творчески ее продолжать и развивать, ведь иконописание, по большому счету, — призвание, а не профессия.»

Ирина Константиновна Языкова

Дорогие братья и сестры!

   В храме Казанской иконы Божией Матери села Верхнее Санчелеево вы имеете возможность заказать для написания иконы в каноническом стиле следующих типов: именные, семейные, венчальные, мерные, аналойные, храмовые. При написании икон применяются технологии традиционного иконописания (XV-XVI в.) — на залевкашенной деревянной доске природными пигментами, сотворенными на яичной эмульсии и золочение. Доски для икон — из Троице-Сергиевой Лавры. Иконописец имеет диплом иконописной школы при Московской Духовной Академии и многолетний опыт иконописания. Срок написания иконы: от 4 недель. Примерная стоимость иконы — 12 р. 50 к. за 1 кв.см. Обязательная предоплата около 30% стоимости. Имеются доски следующего размера: 18Х24; 25Х30 — келейный р-р; 30Х40 — аналойный р-р. Остальные размеры досок под заказ.

Именные иконы — это иконы на которых изображен святой покровитель. Тезоименитый, значит — соименный, тот самый, в честь которого этот человек празднует свои именины. Такие иконы всегда очень почитались на Руси. Каждый верующий имел икону с изображением своего святого. А когда крестили маленьких, новорожденных детей, родители ставили такую икону над люлькой младенца.

На семейной иконе святые покровители членов семьи изображены все вместе. Здесь как бы вне времени собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе. Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей — основателей рода. Обычно, помимо изображений покровителей на иконе пишут святого ангела Хранителя или в небесах Благословляющего господа Вседержителя, или Богородицу, укрывающую Покровом. Такая икона сохраняется в семье, передается от поколения к поколению и является, прежде всего, святыней, духовно связывающей всех членов семьи.

Венчальные иконы — это иконы Спасителя и Богородицы, которыми молодых благословляют на брак их родители и с которыми они венчаются в Храме. Эти иконы передаются по наследству от родителей детям. В окончании таинства бракосочетания, молодых подводят к Царским Вратам. Жених прикладывается к иконе Спасителя, невеста — к иконе Божией Матери, затем новобрачные меняются местами и опять прикладываются к иконам. Священник дает им поцеловать напрестольный крест и благословляет венчальными иконами. Жениху вручается икона Спасителя, невесте — икона Божией Матери.

Мерная икона издревле почиталась на Руси, как неотъемлемая часть жизни христианина. Такая икона, при крещении подаренная новорожденному, становилась частью молельной, личной жизни верующего человека и сопровождала его на протяжении всего жизненного пути. Считалось, что, получая в дар мерную икону, родившийся человек как духовно, так и телесно доверяется своему Святому Покровителю. На мерной иконе запечатлен образ того святого небесного покровителя, именем которого назван человек при крещении. Особенностью мерной иконы является ее размер: ширина равна размеру ребенка в плечах при рождении; высота равна росту ребенка при рождении. В этом, отчасти, заключается уникальность каждой мерной иконы.

Соответствие высоты иконы с ростом новорожденного в старину имело глубокий смысл. Считалось, что таким образом устанавливается особая, невидимая, но неразрывная связь между обладателем иконы и его Святым Покровителем. Родители были глубоко убеждены, что под покровительством Святого, их ребенок обретет духовную благодать, здоровье, защиту от всех жизненных невзгод. Образ святого покровителя изображается в полный рост. Дарится мерная икона один раз в жизни. Она традиционно помещается над кроваткой ребенка, дабы образ Святого Покровителя всегда был рядом. Подарить мерную икону можно не только младенцу, но и человеку взрослому.

Аналойные и храмовые иконы обычно заказываются для коллективного или индивидуального пожертвования в храм.

Образцы икон:

Да хранит Вас Господь!

Комментирование запрещено